В Северном карьере энергетическая модернизация

В производстве Покровского горно-обогатительного комбината, как, впрочем, в любом другом, очень важна бесперебойная работа. Ведь именно от стабильности и исправности основного оборудования зависит результат деятельности всего предприятия. И если вернуться к нашему комбинату, то основными его «кормильцами» являются оксидные карьеры – Северный и Чкаловский № 2. Руду, которая добывается в недрах этих гигантских подразделений, вполне можно назвать источником для выпуска готовой продукции предприятия на Чкаловской обогатительной фабрике. Следует отметить, что на рынке ГМК спрос на концентрат остается на достаточно высоком уровне. Поэтому для того, чтобы Покровский ГОК был конкурентоспособным, предприятию необходимо постоянно держать высокую планку, выпуская качественный концентрат в запланированных объемах, а то и больше. Залогом этого является эффективная и высокопроизводительная работа оксидных карьеров с минимизацией количества простоев. Основной причиной непредвиденных остановок роторных комплексов и шагающих экскаваторов являются последствия неисправностей по электрической части. Какое решение было принято Председателем правления комбината Сергеем Шуваевым и насколько удалось решить указанную проблему?

 

В курс дела по вопросам электроснабжения нас вводил главный энергетик комбината Павел Литун. Он рассказывал о том, что при анализе простоев горновскрышного оборудования, большинство из них возникает из-за отсутствия напряжения. Причем, продолжительность простаивания машины может затягиваться на несколько часов или даже дней, в зависимости от сложности ситуации.

– Основная причина вынужденных остановок – это пробои кабеля из-за его износа, ведь подобные коммуникации в оксидных карьерах служат комбинату более 20 лет. И в таких случаях есть два варианта решения вопроса, зависящих от степени тяжести повреждения. Первый – «залечивание» уязвимого участка путем вулканизации в полевых условиях. Второй – транспортировка нескольких километров кабеля в Электроремонтный цех для дальнейшего восстановления. В данном случае сложность составляет весь процесс, начиная с погрузки. Таким образом, мы теряли драгоценное время, что негативно влияло на производительность той или иной машины, – объясняет Павел Литун.

Дополняя познавательный экскурс Павла Павловича, главный энергетик Северного карьера Сергей Гуливец подчеркнул, что схема электроснабжения горновскрышного оборудования их подразделения довольно сложная. Сам карьер занимает гигантскую площадь, по территории которой располагаются два роторных комплекса и шагающие экскаваторы. «Питаются» машины от подстанций, с которыми их соединяют километры кабеля.

– Если сравнивать протяженность высоковольтного кабеля, например, в Александровском и нашем карьерах, то разница просто поражает. Длина подобных коммуникаций в карбонатном подразделении достигает порядка 2 км, а у нас – это 16 км, – оперирует фактами специалист.

Чтобы исправить подобную, мягко говоря, негативную ситуацию, руководитель предприятия Сергей Шуваев поставил задачу о включении в ПТР 2018 года
10 млн грн на Программу ликвидации простоев по электрической части (приобретение ТМЦ для сборки, установки и функционирования карьерно-распределительных пунктов (КРП) и мастерских.

Что такое КРП? Выражаясь простым языком, это мобильные электроснабжающие пункты, которые являются своеобразным проводником между подстанциями и горнотранспортными машинами. Дополнительно собрана и так называемая мастерская. Она оснащена всеми современными техническими ресурсами, автономно работать в полевых условиях. Речь идет о генераторе, как источнике постоянного электроснабжения, и испытательной станции для упрощения процедуры тестирования кабеля в самом карьере, после его вулканизации.

Корреспонденты «ЗМ» собственными глазами убедились в том, что на данный момент в Северном карьере смонтированы 2 КРП и мастерская. А вот установлен и функционирует в полную силу пока только один пункт, расположенный на территории горного участка. Сюда нас любезно провели Павел Литун и Сергей Гуливец. А уже будучи на месте мы познакомились с бригадой, которая принимала непосредственное участие в сборке, а сейчас уже и обслуживании КРП. Это такие специалисты, как энергетик горного участка Александр Ложковой, электрослесари – Олег Саврасов и Андрей Масло, электрик участка карьера Владислав Кирикович, а также электрики – Дмитрий Шпонька и Валерий Чернозуб. Именно они нам поведали, что пункт состоит из 7 ячеек, каждая из которых снабжена новыми выключателями, защитой и приборами учета.

Для того, чтобы подобный мобильный пункт функционировал, также приложили свою профессиональную руку представители Автотранспортного цеха, Цеха сетей и подстанций и Центральной энерголаборатории. Если задача транспортников заключалась в обеспечении всех необходимых перевозок, то у двух других подразделений наряды были более сложные и специфические. Как рассказывает начальник ЦСП Василий Ткачев, его «бойцы» занимались строительством двухцепных высоковольтных линий 6 кВ, которые сейчас обеспечивают электроснабжение КРП от подстанции №13. Для этого осуществили монтаж 50 опор и порядка 2,5 км провода. С подобными задачами отлично справились такие сотрудники ЦСП: мастера – Андрей Буховский и Александр Севостьянов, электрослесари: Иван Гафич, Александр Панов и Сергей Гамзин.

– Параллельно, – продолжает свой рассказ руководитель ЦСП, – по программе ПТР выполнялись работы по замене масляных выключателей в ячейках подстанции на вакуумные. И реализация этой задачи – заслуга наших электромонтеров: Вячеслава Нетребко, Юрия Литвинова, Сергея Кондрашова и начальника участка Павла Дробота.

В свою очередь, руководитель ЦЭЛ Владимир Надточий отметил, что специалисты его подразделения выполняли работы по настройке релейной защиты и проводили высоковольтные испытания оборудования. В выполнении таких задач были задействованы представители двух лабораторий: лаборатории релейной защиты, автоматики и измерений (начальник Виктор Маковоз, ведущие релейщики – Владимир Михно и Андрей Дымарчук); измерительной электротехнической лаборатории высоковольтных испытаний (начальник Владимир Лисичко, специалисты: Юрий Кратик, Олег Сичкарь и Александр Балыхин).

– Благодаря специалистам, вся схема КРП работает как часы, за что я искренне говорю спасибо всем задействованным коллегам за колоссальный вклад в этот сложный и масштабный проект, – говорит Павел Литун.

Со слов главного энергетика комбината мы также узнали о том, что к КРП подходит две высоковольтных линии, а выходит уже четыре, две из которых питают карьер, а остальные – ЭКГ и горный участок.

– Для того, чтобы приблизить электроснабжение Северного карьера к надлежащему состоянию, нам в ближайшее время предстоит провести еще две важные работы. Первая – это замена трансформатора, который питает 13-ю подстанцию, на более мощный. Вторая – демонтаж подстанции №10, которая питает в том числе и Северный карьер. Дело в том, что она уже попадает в заходку роторного комплекса №6. Но, в тоже время, необходимо и осуществлять электроснабжение подразделения, что мы теперь без особых усилий обеспечим, воспользовавшись КРП. Таким образом, на данном этапе мы уже можем говорить о том, что энергетическая модернизация Северного карьера приближается к своему завершению. Осталось только установить еще один КРП – и задача максимум по запитке каждой машины от отдельной линии практически выполнена. В таком же направлении в ближайшее время будем двигаться и в отношении Чкаловского карьера №2. Надеемся, что реализация подобных проектов существенно уменьшит количество простоев ГТО, поможет увеличить производительность оборудования крупных карьеров и более тщательно выполнять новые правила энергорынка Украины, – подытожил Павел Литун.